Российская экономика сегодня переживает период глубокой трансформации, характеризующийся, по словам директора по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимира Брагина, тремя парадоксальными явлениями. Эти парадоксы, вызывающие недоумение не только на рынке, но и среди регуляторов, касаются механизмов денежно-кредитной политики, роли экспорта и динамики венчурных инвестиций.
Парадокс 1: Эффективность ультражесткой монетарной политики под вопросом.
Утверждение Брагина о неэффективности ультражесткой политики Центрального банка России (ЦБ РФ) в борьбе с инфляцией заслуживает детального рассмотрения. Действительно, реальные процентные ставки в конце 2024 года и в настоящее время приближаются к историческим максимумам. Несмотря на это, инфляция в январе 2025 года достигла почти 10%, что значительно превышает целевой показатель ЦБ в 4%. Это указывает на серьезные проблемы с механизмами трансмиссии монетарной политики.
Почему же столь агрессивное повышение ставок не приводит к желаемому результату? Существует несколько объяснений. Во-первых, инфляция в России имеет структурные причины, выходящие за рамки чисто монетарного регулирования. Это включает в себя шоки предложения, связанные с санкциями, логистическими проблемами, дефицитом некоторых товаров и ресурсов. Повышение процентных ставок влияет преимущественно на спрос, тогда как структурные проблемы требуют иных решений.
Во-вторых, эффективность монетарной политики зависит от доверия к ЦБ. Если население и бизнес не верят в способность ЦБ контролировать инфляцию, они будут закладывать инфляционные ожидания в цены, что само по себе будет подпитывать инфляцию, создавая спираль цен. В условиях геополитической нестабильности и санкционного давления, доверие к ЦБ РФ могло быть подорвано.
В-третьих, сама методология расчета инфляции может быть подвержена ошибкам. Методика Росстата, несмотря на все попытки объективности, может не полностью учитывать реальные изменения цен на товары и услуги, особенно в условиях дефицита и параллельного импорта.
Наконец, Брагин справедливо отмечает зависимость успеха антиинфляционной политики от курса рубля. Укрепление рубля снижает импортную инфляцию, поскольку импортные товары становятся дешевле. В 2014 году, после перехода к плавающему курсу, укрепление рубля способствовало снижению инфляции. Сейчас же, ситуация осложняется санкциями и ограничением доступа к международным рынкам капитала, что снижает эффективность этой стратегии. Более того, ситуация усугубляется ростом внутреннего спроса, поддерживаемого государственными программами и инвестициями в инфраструктуру.
Парадокс 2: Роль экспорта в условиях санкций.
Второй парадокс связан с ролью экспорта в российской экономике. Санкции, безусловно, повлияли на структуру и объемы экспорта, приведя к переориентации на новые рынки и изменение товарной номенклатуры. Однако, рост цен на энергоносители в определенный период приносил существенный приток валюты, что частично компенсировало негативное воздействие санкций.
Парадокс состоит в том, что этот приток валюты не всегда переводился в снижение инфляции или устойчивое экономическое развитие. Часть выручки от экспорта могла быть направлена на формирование резервов, инвестиции в государственный сектор или на поддержку курса рубля, не оказывая значимого влияния на потребительский сектор.
Более того, структурные ограничения на экспорт могут приводить к негативным последствиям. Ограничения на экспорт некоторых товаров, введенные в целях стабилизации внутреннего рынка, могут негативно сказаться на экспортном потенциале и привести к сокращению поступлений валюты в долгосрочной перспективе.
Парадокс 3: Замедление венчурного инвестирования.
Третий парадокс, на который указывает Брагин, касается венчурных инвестиций. Несмотря на некоторые положительные тренды в развитии отечественных технологий, объем венчурного финансирования остается значительно ниже, чем в развитых странах. Это обусловлено несколькими факторами.
Санкции ограничили доступ российских стартапов к международным источникам финансирования. Кроме того, высокие процентные ставки и неопределенность экономической ситуации снижают инвестиционную привлекательность венчурных проектов.
Недостаток опытных инвесторов и слабо развитая инфраструктура венчурного рынка также играют отрицательную роль. Этот парадокс подчеркивает риски отставания России в сфере инноваций и технологического развития, сообщает РБК.
Три описанных парадокса показывают, что российская экономика в нынешних условиях сталкивается с комплексом взаимосвязанных проблем, требующих системных решений, выходящих за рамки простых монетарных или фискальных мер. Необходимо проведение структурных реформ, направленных на улучшение инвестиционного климата, развитие инновационной инфраструктуры, укрепление доверие к институтам и адаптацию к новым геополитическим реалиям.
Подписывайтесь на Новости Санкт-Петербруга в Дзене.
В издании Новости Санкт-Петербруга некоторые материалы содержат изображения от Pixabay, АГН Москва
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа»,«Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры»,«Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ. Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Организации, СМИ и физические лица, признанные в России иностранными агентами: "Голос Америки" "Idel.Реалии" "Фактограф" "Север.Реалии" Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT" Пономарев Лев Александрович Савицкая Людмила Алексеевна Маркелов Сергей Евгеньевич Камалягин Денис Николаевич Апахончич Дарья Александровна «Medusa Project» Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ» «VTimes.io» Баданин Роман Сергеевич Гликин Максим Александрович Маняхин Петр Борисович Ярош Юлия Петровна Чуракова Ольга Владимировна Железнова Мария Михайловна Лукьянова Юлия Сергеевна Маетная Елизавета Витальевна «The Insider» Рубин Михаил Аркадьевич Гройсман Софья Романовна Рождественский Илья Дмитриевич Апухтина Юлия Владимировна Постернак Алексей Евгеньевич Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь Петров Степан Юрьевич Юридическое лицо Istories fonds Шмагун Олеся Валентиновна Мароховская Алеся Алексеевна Долинина Ирина Николаевна Шлейнов Роман Юрьевич Анин Роман Александрович Великовский Дмитрий Александрович Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021» Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит» Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021» Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021» Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты» Каткова Вероника Вячеславовна Карезина Инна Павловна Кузьмина Людмила Гавриловна Костылева Полина Владимировна Лютов Александр Иванович Жилкин Владимир Владимирович Жилинский Владимир Александрович Тихонов Михаил Сергеевич Пискунов Сергей Евгеньевич Ковин Виталий Сергеевич Кильтау Екатерина Викторовна Любарев Аркадий Ефимович Гурман Юрий Альбертович Грезев Александр Викторович Важенков Артем Валерьевич Иванова София Юрьевна Пигалкин Илья Валерьевич Петров Алексей Викторович Егоров Владимир Владимирович Гусев Андрей Юрьевич Смирнов Сергей Сергеевич Верзилов Петр Юрьевич Общество с ограниченной ответственностью «ЗП» Общество с ограниченной ответственностью «Зона права» Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ» Вольтская Татьяна Анатольевна Клепиковская Екатерина Дмитриевна Сотников Даниил Владимирович Захаров Андрей Вячеславович Симонов Евгений Алексеевич Сурначева Елизавета Дмитриевна Соловьева Елена Анатольевна Арапова Галина Юрьевна Перл Роман Александрович Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО» Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США) Компания «Stichting Bellingcat» Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение» Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа» Акционерное общество «РС-Балт», Левада-Центр